Стоит ли работать в продуктовой компании? Чем эта работа отличается от работы в аутсорсинге?
Говоря о продуктовых компаниях, надо понимать, чем они отличаются от аутсорсинга. Самый простой и распространенный вид аутсорсинга — это аутстаффинг. Вы нанимаете программистов под требования заказчика, и напрямую ими управляют с той стороны. Программисты сидят у вас в офисе, а управляют ими PM-ы со стороны заказчика. Это самая простая и самая бедная бизнес-модель.
Программистам в аутстаффинге и хорошо, и плохо. С одной стороны, приятно взаимодействовать с представителями заказчика, будь они из США, Европы или, скажем, Новой Зеландии. Проникаешься западным менталитетом, другой культурой. Программисты работают, как удаленные сотрудники западной компании, только сидят в Украине. Но, с другой стороны, когда проект заканчивается, он заканчивается с концами, и программисты оказываются или на улице, или на бенче, то есть на скамейке запасных.
При аутстаффинге украинская компания не развивается, а люди выполняют роль расходных материалов: сегодня пришли, завтра ушли. Компания не накапливает экспертизу. Поэтому большинство сервисных компаний стремится быстро перейти от аутстаффинга к аутсорсингу. У аутсорсинга бывает много разных градаций, в зависимости от того, какую часть работы выполняет компания в Украине. Но в любом случае весь бизнес завязан на бизнесе клиента, а украинская компания является придатком, удаленным R&D офисом.
Это не так плохо, и так работает почти весь украинский IT-бизнес. Проблема в том, что украинская компания делает слишком низкую маржу на продаже ваших часов. Основной товар — ваш рейт. Вы запросили, скажем, 20 долларов в час, а компания продала вас по 40–50 долларов в час. При этом пришлось заплатить налоги, аренду офиса, менеджмент, операционные расходы — словом, остается 10–20% с тех денег, которые вы приносите компании. За этот счет компания и живет.
И это тоже не так уж плохо! Но при такой низкой марже у компании не получится аккумулировать большой объем средств — чтобы открыть собственный R&D центр, например. Поднимать рейты для клиента бесконечно компания не сможет, хотя над этим работают специальные эксперты. Поэтому придется удерживать рост рейтов программистов внутри компании.
Для программиста наиболее выгодным вариантом является продуктовая компания. Что это такое: это компания, которая сама производит продукт, и сама его продает. Условно говоря: написали они какую-то программу или SaaS — это может быть CRM или система управления бизнесом, — и запускает его в продажу. Для компании радость в том, что этот продукт можно продать с маржой и в 200%, и в 500%, и в 1000% от себестоимости. Работа программиста стоила не очень дорого, а прибыль больше. Это оправдывается теорией спроса: где больше риска, там больше прибыли.
Такая модель для программиста выгоднее аутсорса. Посудите сами: если на аутсорсе ваш проект закончился, вас выгнали на улицу, и все. А продуктовая компания сначала должна вложиться в:
- Продукт
- Разработку
- Вывод его на рынок
- Рекламу
- Саппорт
- И много другое.
И ждать реакции рынка — захочет ли рынок покупать продукт за миллионы, или скажет — нам это не нужно, уберите. При этом компания оказывается в кризисе: все деньги, вложенные в продукт, улетают — или, наоборот, окупаются в 1000 процентов.
Работа программиста в продуктовой компании радостна двумя аспектами. Во-первых, программист в продуктовой компании — самый важный человек. В аутсорсе программист всегда должен удовлетворить клиента, должен быть немножко продажником, нормально общаться с заказчиком, и так далее. А в продуктовой компании программист — это человек, который производит продукт, который будут продавать. Поэтому в продуктовых компаниях с программистами носятся, как с писаной торбой. Возьмите тот же Google, который стал иконой стиля в плане рабочих мест для программистов. Почему? Потому что они являются главным приносящим деньги ресурсом.
Кроме того, в продуктовой компании вы работаете с продуктом, который можно потрогать руками. В аутсорс компании вам часто дают кусок кода на улучшение или багфиксинг. О том, чтобы потрогать продукт руками, вообще речь не идет, зачастую вы просто не знаете, к чему этот маленький кусочек кода относится. А в продуктовой компании вы знаете и компанию, и продукт, вы можете зайти на сайт, вы можете видеть рекламу этого продукта, и вы понимаете, что вы часть дела. Вы видите продажи и позиционирование, даже если вы этим не занимаетесь. И это очень приятно. Кстати, геймдев компании, за редким исключением, продуктовые.
Соответственно, вы работаете на знакомый продукт, и вашим конечным заказчиком являются ваши коллеги: отдел маркетинга, отдел продаж. Это те люди, которые заботятся о том, чтоб вы выпустили то, что нужно рынку. Ваша работа является для них ключевой. Поговорив с этим заказчиком, вы можете точно понять, почему мы делаем именно так. Причины бывают разные: это и требования конечного заказчика, и результаты маркетинговых исследований… Но это очень приятно.
Конечно, то, что компания продуктовая, еще не делает ее идеальной. У меня есть опыт работы в продуктовой компании, где я не продержался и года. Мне не нравилась культуры корпоративного управления. А в аутсорсе я проработал больше шести лет в одной компании, мне там было хорошо и комфортно. Поэтому продуктовая это компания или нет, это вряд ли приоритетный при выборе места работы.